andrewso (andrewsoa) wrote,
andrewso
andrewsoa

Categories:

.. о надёжности сложных технических систем.

"14/03/2012 МОСКВА, 14 марта. /Корр.ИТАР-ТАСС Сергей Останин/. Погибшие пилоты вертолета Ка-52 боролись до конца за спасение вертолета и своих жизней, сообщил сегодня журналистам начальник Главного штаба ВВС России генерал-майор Виктор Бондарев.
"Сейчас служба безопасности полетов ВВС работает над выяснением причин происшествия, - отметил он. - Могу лишь сказать, что летчики боролись до последнего момента за спасение как самой машины, так и своих жизней". "Ответ на то, в чем причина аварии, даст комиссия, - сказал Бондарев. - Сейчас ни одну из причин исключать нельзя, но я лично считаю, что там было что-то за пределами возможностей экипажа".
"К счастью, самописцы сохранились в очень хорошем состоянии", - добавил начальник Главного штаба ВВС РФ.
Катастрофа вертолета Ка-52 "Аллигатор" произошла 12 марта в районе деревни Большая Кисиленка Тверской области. Оба пилота погибли.
"Несмотря на катастрофу Ка-52, запрета на полеты вертолетов этого типа от главкома ВВС не поступало", - сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в Минобороны РФ. (www.itar-tass.com)

        ".. В общем случае авиационные события подразделяются на: авиационные происшествия, авиационные инциденты и чрезвычайные и наземные происшествия. Авиационные происшествия подразделяются на катастрофы и аварии.
Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты и серьезные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна.

"авиационное происшествие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна. Подразделяется на: аварии и катастрофы.
"катастрофа" - авиационное происшествие с человеческими жертвами, в ходе которого летательное средство не подлежит восстановлению.
"авария" - авиационное происшествие без человеческих жертв, в ходе которого воздушное судно было утрачено(не подлежит восстановлению)
"поломка" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое потерпело аварию, но в ходе ремонта будет восстановлено.(то есть будет еще летать)
"авиационный инцидент" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием.
"Серьёзный авиационный инцидент" (Ранее — Предпосылка к летному происшествию. Общепринятое сокращение-ПЛП) — Такой авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие. ..." (aviaforum.ru)

        Если верить отчёту Боинг:
Statistical Summary of Commercial Jet Airplane Accidents Worldwide Operations 1959 - 2010 _www.boeing.com
Статистика коммерческих авиаперевозок по всему миру за период 1959-2010гг.:  Полётов - 586 млн.; лётных часов - 1043 млн.; инцидентов всего - 1757, из них фатальных 399.
       Согласно этой статистики нужно совершить 350 тыс. полётов или налетать 600 тыс. часов чтобы попасть в инцидент с вероятностью близкой к "1". И соответственно 1.5 млн. полётов и  2.6 млн. часов чтобы угодить в катастрофу на пассажирских коммерческих рейсах.
       Т.е., чтобы попасть в не-фатальный инцидент нужно лететь без перерыва ~ 70 лет. (по часам).
       Вполне возможно авиакомпании часть инцидентов скрывают, вроде даже и скандалы были.
  
       В Армии, по определению, инцидентов должно быть больше - задачи, техника сложнее, перегрузки пилотов и техники больше. Даже и в "оплоте демократии", даже и с супер-современной и дорогой техникой:
        "29/07/2011 МОСКВА, 29 июля. (АРМС-ТАСС). Возобновление полетов многоцелевых истребителей 5-го поколения F-22 "Рэптор" ВВС США может быть отложено до января 2012 г. Об этом сообщила  газета "Эйр Форс таймс".
Запрет на полеты "Рэпторов" был введен 3 мая,
после регистрации 14 инцидентов, когда пилоты этого истребителя "стелс" испытывали симптомы гипоксии, приводящей к нарушению когнитивных функций. В частности, в одном из случаев летчик забыл, как переключать радиочастоты, в другом - пилот не мог вспомнить, что задел вершины деревьев при заходе на посадку. ... " (www.itar-tass.com)

"18 ноября 2010 г. На Аляске разбился истребитель пятого поколения F-22. Стоимость одного "Раптора" составляет около 140 млн долларов. На Аляске обнаружены останки истребителя пятого поколения F-22 американских ВВС, пропавшего во время выполнения тренировочного полета. Представители военно-воздушных сил США подтвердили, что поисковая группа обнаружила место падения самолета к югу от национального парка Денали. Продолжаются поиски пилота. Связь с пилотом прервалась в 7:40 по местному времени (19:40 по московскому), в среду. Сообщается, что самолет был приписан к третьему авиакрылу ВВС США и базировался на Аляске. Поиски пилота ведутся в зоне около 160 километров к северу от города Анкоридж, говорится в заявлении командования авиабазы. "Наша главная задача - найти пропавшего пилота", - заявил командир авиакрыла полковник Джек Макмаллен. По его словам, самолет находился в воздухе около 1 часа 20 минут, когда на завершающей стадии полета исчез с экранов радаров. С ним потерял связь и пилот другого истребителя F-22, участвовавшего в тренировочной программе полета. Он произвел дозаправку самолета в воздухе и начал поиски пропавшего самолета. К поискам присоединились самолеты национальной гвардии Аляски, затем поисковая операция, в которой участвует несколько вертолетов и самолет С-130, была передана другим командам. На вооружении ВВС США имеется 187 истребителей F-22, которые производит компания Lockheed Martin. В 2009 году один из таких истребителей разбился в Калифорнии во время испытательного полета. Пилот погиб. Одноместный F-22 Raptor - единственный истребитель пятого поколения, который стоит на вооружении. Специалисты оценивают стоимость самолета более чем в 140 миллионов долларов."  (www.bbc.co.uk)

        "26.03.2009 Пилот разбившегося в Калифорнии истребителя F-22 Raptor погиб, сообщает Associated Press 26 марта. 49-летний пилот Дэвид Кули (David Cooley) являлся ветераном ВВС США, в которых прослужил 21 год. Полет на F-22 Raptor он проводил в качестве летчика-испытателя компании Lockheed Martin Aeronautics, которая совместно с ВВС США проводила тестирование самолета. В пресс-релизе компании подробностей происшествия не приводится, в частности, не сообщается, предпринимал ли Кули попытку катапультироваться.
Самолет упал около 10 часов утра по местному времени (20:00 по московскому)
в 56 километрах к северо-востоку от авиабазы Эдвардс.
Истребитель пятого поколения F-22 Raptor поступил на вооружение в 2005 году и является самым современным в составе ВВС США. Самолет является одним из самых быстрых истребителей в мире и снабжен высокоэффективной антирадарной системой. 
Стоимость одного самолета 140 миллионов долларов, а экспорт F-22 Raptor законодательно запрещен.
В декабре 2004 года во время испытаний F-22 Raptor на базе ВВС США Неллис, штат Невада, истребитель этой модели уже терпел крушение. Тогда пилоту удалось спастись." (lenta.ru)

        Но я немного о другом хотел. Поскольку цивилизация у нас техногенная - отказы бывают. Чем сложнее техника - тем труднее обеспечить надёжность. 

        Посчитал для интереса. С упрощением, конечно - поскольку отказ далеко не каждой заклёпки ведёт к аварии.
По формуле: "Последовательная система. В системе с последовательной структурой отказ любого компонента приводит к отказу системы в целом."
Вероятность безотказной работы: Ps=P1*P2*P3* ...*P5000
Где два варианта расчёта - надёжность каждого элемента Pn=0.9990 и Pn=0.9999



        Если допустить надёжность системы >= 0.9 (что мало - это значит на большой выборке 1 из 10 вылетов будет заканчиваться отказом, практически боевые действия), то для достижения такой общей надёжности в системе должно быть не более 105 "критических" деталей/узлов/агрегатов с надёжностью каждого 0.9990 или не более 1053 шт. с надёжностью каждого элемента 0.9999.
Надёжность 0.9999 значит, что вероятность отказа элемента = 0.0001, т.е. на выборке испытаний в 10000 раз - элемент может отказать не более чем однажды.
       Выход - максимально упрощать конструкцию при сохранении заданных функций, сокращать количество трущихся, мнущихся, изнашивающихся, стареющих элементов - это инженерный талант. А также повышение надёжности самих элементов и своевременное ТО, замена, капремонт, списание.
       Если что, строго не пинайте - допущения велики, да и "теорию" я давно изучал.

В легковых автомобилях количество деталей от 1500-2000 ... - и нет предела совершенству. По гуглу сходу примерное количество узлов в современных вертолётах не нашёл. Попадаются в основном лего-игрушки - и то называется 150-300 деталей. Сложность системы вертолёта можно посмотреть по старому каталогу Ми-8. 


        Я истерку не поддерживаю. Всегда было - сейчас разработчики, изготовители и эксплуатанты начнут каждый отмазываться, в этом ничего нового. 
        Если тех.неисправности - найти и устранить.
        Если "человеческий фактор" уточнить методики подготовки и контроль дисциплины.  
        Семьям должно помочь государство, без вариантов.

Мужикам "светлой памяти"  не желаю. А желаю - Удачи, они боролись и долг свой выполнили. Традиция говорит сознание не умирает.

В истории вертолетов Ка-52 произошла первая катастрофа
Ка-52 _ru.wikipedia.org
ru.wikipedia.org _Надёжность
ru.wikipedia.org _Расчёт надёжности
Каталог деталей _Ми-8

Tags: dharma, sadness, statistics
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments